Сильные стороны:
ТСЖ как форма управления многоквартирным домом имеет целый ряд преимуществ:
-
Все Ваши платежи, будут аккумулироваться на расчетном счете образованного товарищества и, соответственно, расходоваться только на эксплуатацию и содержание Ваше дома.
-
Собственники жилых помещений самостоятельно решают, каким способом управлять своим домом: собственными силами (правлением, общим собранием) или силами специалистов - профессионалов (управляющим, управляющей компанией)
-
В случае выбора управления своим домом через управляющую компанию, ТСЖ заключает договор с ней на определенный перечень услуг и контролирует их качество по ежемесячным актам приемки. Если качество предоставляемых услуг управляющей компанией не будет удовлетворять требованиям жильцов (некачественная уборка территории, лестниц, несвоевременное выполнение аварийных работ), ТСЖ может расторгнуть договор с ней и заключить договор с другой управляющей компанией.
-
ТСЖ само планирует ремонтные работы в своем доме, определяет их первоочередность. План работ и смету расходов на год утверждает на общем собрании членов ТСЖ. Имеет право привлекать подрядные организации для выполнения каких-либо ремонтных работ по договору и так же контролировать их качество. Не надо никого ни о чем просить, обивая пороги инстанций.
-
Любой участник ТСЖ имеет право осуществлять контроль за расходованием средств товарищества, получаемых от платежей граждан и дотаций на содержание жилого дома. В ТСЖ действует ревизионная комиссия. Прозрачность бюджета - это привилегия, которой лишены жители муниципальных домов.
-
У ТСЖ появляется возможность иметь дополнительные доходы от сдачи в аренду нежилых помещений (технический этаж, подвал) и земельного участка; доходы от предоставления дополнительных услуг жильцам.
-
На ТСЖ распространяются все льготы, дотации, средства на капитальный ремонт, предоставляемые государством.
-
Жильцы ТСЖ могут сами устанавливать размер тарифов. Они могут быть как ниже, так и выше муниципальных.
-
В ТСЖ создаются условия к экономному расходованию воды, тепла, э/энергии за счет установки приборов учета.
-
В ТСЖ создаются условия бережного отношения к местам общего пользования, в связи с тем, что жильцы знают, что именно им придется платить за ремонт . После наведения порядка в доме самими жильцами, никто не будет разрисовывать стены, разбивать окна и т.д., (хозяин всегда знает цену своего труда). Как следствие повышается рыночная стоимость квартир, находящихся в ТСЖ, появляется возможность снижения затрат на содержание и текущий ремонт – что позволяет снижать ежемесячные платежи.
-
Участвуя в управлении собственным домом, жильцы сами определяют, какое именно соотношение в цене и качестве коммунальных услуг для них является оптимальным. Муниципалитету не под силу контролировать качество предоставляемых коммунальных и ремонтных услуг в каждом доме.
-
У ТСЖ появится возможность воздействия на должников по квартплате через предупреждения и суд, т.к. ТСЖ - юридическое лицо.
-
Для выполнения различных работ по содержанию, ремонту, обслуживанию жилого дома товариществом могут привлекаться на договорных условиях жители этого же дома, то есть решается вопрос о возможности дополнительного заработка, а у должников появится возможность отработать долг по платежам.
-
У ТСЖ есть право самоликвидироваться по решению общего собрания. Кроме того закон предлагает изменять способ управления в любое время по решению домовладельцев.
-
Все жильцы дома (владельцы квартир, наниматели), арендаторы жилых и нежилых помещений, владельцы нежилых помещений подчиняются решению общего собрания членов ТСЖ, принимают участие в расходах на содержание и текущий ремонт мест общего пользования.
-
Объединение собственников в товарищество служит улучшению микроклимата в доме, так как люди, участвуя в собраниях, обсуждая важные стороны деятельности товарищества, лучше узнают друг друга, приучаются действовать сообща в общих интересах, и тем самым создают благоприятную атмосферу в доме для совместного проживания
Таким образом, в связи с предстоящим выбором формы управления многоквартирными домами мы можем констатировать, что ТСЖ – эффективный способ решения многих «ЖКХашных» проблем и стоит остановить свой выбор на нем.
Слабые стороны:
1. Социальное неравенство.
Реалии современно положения дел таковы, что во всех без исключения многоквартирных домах проживают как достаточно богатые, так и бедные граждане. Исключением, пожалуй, являются дома, в которых квартиры исключительно покупались по рыночной цене. При объединении жители неизбежно столкнутся с проблемой неоднородности, социального состава дома. это проявляется прежде всего при решении вопросов о установлении тарифов и(или) при определении какие работы по ремонту, благоустройству необходимо проводить в доме. Естественно, что человек, имеющий более высокий доход, хочет жить в хороших условиях и готов за это платить, а человек с низким доходом себе этого позволить не может. Поэтому членам ТСЖ придется искать компромисс между желанием некоторых жильцом жить, красиво (предположим, облицевав подъезд мрамором) и возможностями тех, кто этого удовольствия оплатить, не может. Напомним, что решение принимается большинством. Думается, что со временем эта проблема разрешиться и социальный состав жильцов тех или иных домов выровняться, однако до этого еще очень далеко и пока этот момент не наступил нужно решать выше названные трудности.
2. Разная форма собственности
Практически во всех многоквартирных домах г. Хабаровска имеются квартиры находящиеся в частной собственности граждан и в собственности муниципального образования г. Хабаровска (муниципальные квартиры, заселенные по ордерам). Как уже говорилось, ТСЖ можно создать только в тех в которых доля муниципальных квартир меньше 50%. Однако даже если в доме муниципальных квартир 45% и в нем будет создано ТСЖ, фактически у одного из собственников – города – будет 45% голосов и провести какое либо решение не угодное ему будет сложно. Так как ему будет достаточно привлечь на свою сторону небольшое количество собственников, и он будет иметь необходимые 50% голосов. Такое положение возможно в связи с тем, что собственники могут голосовать по всем вопросам сами, а за людей, которые проживают по договорам социального найма, принимает решение все тот же собственник, а именно орган исполнительной власти муниципального образования. Кроме того, есть опасение, что не всегда собственник муниципальных квартир будет принимать участие в общих собраниях и в работе органов ТСЖ, а это может парализовать всякую деятельность, так как не будет кворума.
В ТСЖ с большой долей муниципальных квартир будет трудно принимать какие либо решения связанные с увеличением расходов на содержание дома (например, если жильцы решат выкопать бассейн возле дома, а на крыше устроить теннисный корт). Представитель муниципалитета наверняка будет стремиться заблокировать такие решения. Однако даже если решение будет принято, получить деньги от города будет очень сложно и наверняка это закончиться разбирательством в суде.
3. Жильцы больше двух не собираются.
Зачастую сами жильцы не проявляют интереса к формированию товариществ, а большинство просто не в курсе грядущих перемен. А в тех домах, где уже созданы ТСЖ далеко не все жильцы принимают активное участие в работе органов управления ТСЖ.
Если жители дома так и не определятся с формой управления, решение за них примет исполнительный орган муниципального образования, к которой относится дом. Выбор местных органов власти предугадать несложно - дома будут переданы «карманным» управляющим организациям. И в действительности в технологии управления все останется, как и было.
4. Чем больше дом, тем меньше платим.
Объем работ и затрат зачастую не зависит от размера дома, и это означает, что за одни и те же услуги тарифы для жителей, условно говоря, 16- и 5-этажного дома могут незначительно различаться. Кроме того расходы на содержание управленческого аппарата и хозяйственные расходы величина практически постоянная и чем больше дом, тем меньше расходов приходиться на одного собственника. Однако у размера есть и обратная сторона. Чем больше дом или домов в ТСЖ тем труднее надлежащим образом следить за ним.
Таким образом создавать ТСЖ в больших домах гораздо выгоднее, нежели в маленьких, однако к размеру нужно подходить взвешенно и обдуманно.
5. Конфликты внутри дома.
Два человека – три мнения, а если человек – 50, 100, 150!!! Сколько тогда мнений??? Прийти к общему мнению становиться очень трудно. Зачастую эти конфликты могут закончиться рассмотрением спора в суде. Именно поэтому очень важно, что бы в ТСЖ четко и правильно работали все органы управления. Конфликты могут самыми разнообразными: по использованию общего имущества в доме, ситуации несанкционированных переделок площади, посягательств на придомовую территорию дома, и др.
6. Должники
Существующая система ЖКХ работает по принципу «одного котла». Все деньги со всего города собираются на один счет и тратятся с него по мере необходимости и на те дома, которые нуждаются в ремонте в первую очередь. Создав ТСЖ вы выходите из этого котла и создаете свой, но в него поступают только те деньги которые заплатят жильцы дома и тратятся они только на Ваш дом. В связи с этим наличие должников очень сильно подрывает финансовую устойчивость ТСЖ, так как больше денег взять не откуда. Для предотвращения этого, нужно разработать методику досудебного разрешения конфликта (претензионная стадия). Не получится – составляется исковое заявление в суд.
7. Нечестное и глупое руководство.
При выборе правления, ревизионной комиссии, председателя и др. желательно, учитывать наличие технического, юридического, другого специального образования, для того, чтобы они со знанием дела могли руководить и управлять домом, принимать правильные и грамотные решения. У ТСЖ нет возможности найти крайнего, так как крайним является оно сама, а точнее его руководящие органы. За некомпетентность и(или) нечестность руководства платят всегда рядовые члены ТСЖ и его жильцы. Так что прежде чем кого-то выбрать хорошенько подумайте, а достоин ли он этого.
Неправомерные действия руководства могут заключаться в следующем:
-
рассылка квитанций на оплату коммунальных услуг до передачи дома на баланс ТСЖ при отсутствии заключенных договоров с непосредственными поставщиками коммунальных услуг и монополистами;
-
осуществление самовольных действий представителей ТСЖ по срезанию замков, взлом металлических дверей в общие помещения дома, несанкционированное вмешательство в инженерные системы дома (электрощитовые, трансформаторы и т.д.), в том числе связанные с непосредственной угрозой для жизни, до передачи дома на баланс ТСЖ в установленном порядке;
-
рассылка от имени ТСЖ жильцам дома уведомлений и объявлений с угрозами и неправомерными требованиями (вступить в ТСЖ под угрозой повышения коммунальных тарифов для тех, кто откажется это сделать, угрозы в отказе технического обслуживания квартиры, установление повышенных расценок иного характера и т.д.);
-
немотивированный отказ в принятии показаний индивидуальных узлов учета холодного и горячего водоснабжения при расчете коммунальных услуг;
-
растрата денежных средств руководством ТСЖ и ЖСК собранных целевым образом (капитальный ремонт дома, текущий ремонт и т.д.) - на премии, поощрения.
-
составление документов о распоряжении общим имуществом.
|